понедельник, 8 ноября 2010 г.

О скандинавских рунах


Понятие "руна" относится к германо-скандинавской мифологии, это слово переводится как "тайна", "таинство", а также имеет отношение к корню "ранить". По легенде Один, верховный бог скандинавского пантеона, он же - отец магии, бог всех тайн и совершенства знания, отец Богов, познал руны, приковав себя сам к мировому древу, символизирующему ось мира, провисев там без пищи и воды 9 дней и ночей в муках. Об этом повествует легенда о жертвоприношение Одина :

"Девять ночей я качался на дереве,
Под ветром повешен в ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан —
Себе же-я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я —
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, —
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я."

(скандинавский эпос -"Речи Высокого", "Старшая Эдда")

Руны являются священными символами, воплощающими архетипические силы, управляющие мирозданием, силы богов и природы, а также законы мироздания. Это древнейшее сакральное знание:

"Вот что отвечу,
когда вопрошаешь
о рунах божественных,
что создали сильные,
а вырезал Вещий:
благо в молчанье."

(скандинавский эпос -"Речи Высокого", "Старшая Эдда")

Вещий - одно из имён Одина, под словом "сильные" имеются ввиду божественные силы. Слова "Благо в молчании" означают то, что руны - это священные знания, доступные не всем, а лишь тем, кто имеет достаточный уровень внутреннего развития. И лишь тем, кто этого достоин. Впрочем этот принцип справедлив для любого эзотерического знания. Уже по определению "эзотерическое" - это знание для узкого круга посвященных. Магия рун очень сильная и в руках невежественного человека способна причинить серьёзный вред и ему самому и окружающим, последствия неправильного применения рун непредсказуемы и разрушительны. Владение рунической магией - это искусство, требующее высокого профессионализма. И первое предостережение на этот счёт можно увидеть уже в эпических источниках:

"Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой."

("Сага об Эгиле", исландский эпос)

Речь в саге идёт о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне. В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней «неправильными» рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые — «правильные» — знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Именно германский (скандинавский) рунический строй принято называть "Футарк", это название произошло от первых букв из названий первых шести букв в нём: "Феху", "Уруз", "Турс", "Ансуз", "Райдо" и "Кеназ". Различают старший и младший рунические строи. Старший - "Футарк" - сугубо сакрален и имеет магическое назначение. Младший использовался для письменности и носил название "Футорх". В "Футарке" 24 руны, разделенные на 3 атта:
первый атт, 8 рун начиная с руны Феху, можно считать аттом ванов - земных Богов,
Второй - атт неких условий мироустройства. Вызывает некое недоумение к кому из божество отнести этот атт, возможно к Хель, богине подземного мира и смерти, владычица некоего порядка вещей, а возможно и к Хеймдаллю - Богу, защитнику людей и отцу и родоначальнику "благих" родов (т.е. родов, ведущих свой род от Богов).
А третий - начинающийся с руны Тейваз атт - атт Асов - небесных богов.

В эзотерическом контексте руны можно использовать в трёх областях: руническая мантика - практика предсказания и гадания по рунам, руническая магия и исследование рунической традиции как своеобразного эзотерического учебника для саморазвития и углубления в традицию северного язычества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий